Blade Runner 2049 - самая противоречивая картина в фильмографии не гениального, но очень сильного режиссера Дени Вильнева - громадными амбициозными шагами шествующего нынче по Голливуду, оттого острее воспринимается любая его неудача. Этот фильм, который продолжает историю, рассказанную кинозрителям 35 лет назад (а сами события в её мире разделило 30 лет), несомненно изначально выглядел крайне рискованно, однако после комбинации из ряда успехов приписанного к проекту Вильнева и его растущего авторитета, за продолжение культовой неонуар-антиутопии (рождено было даже более изящное определение - "Future Noir") становилось всё спокойнее и спокойнее. Но, вопреки некоторым слепым идеализированным надеждам, вышел вот какой фильм - столь восхитительный, качественный и потому с другого угла особо расстраивающий, разочаровывающий, умный и нелепый.
К счастью, и что возможно самое важное, в этот раз точно не случилось надругательства над оригиналом, фильм уважительно и хорошо вяжется с культовой картиной 1982 года, из чего выходит крепкий симбиоз. Но одновременно каким-то образом картина 2017 года всё равно в общем виде кажется массивной, но мертворожденной пристройкой и к так весьма противоречивому предшественнику.
Здесь всё прекрасно в том поле фантастики, которая построена на чувствительном психологическом, философском подкреплении. Для некоторых фанатов оригинальной картины, впрочем, важно понимание - если фильм 1982 года этими своими достоинствами щеголял в форме новаторского киберпанка с сердцем на устье увядающего модернизма, то новая картина говорит в духе современности и рождена в уже условиях кино, погрузившегося в глубины постмодернизма - для кого-то этот переход будет естественным, для кого-то он может выглядеть местами очень неловким, так как очевидно, что при всей своей самостоятельности творение Дени Вильнева очень сильно хочет угодить оригинальному фильму, сыпля не только отсылками, но иногда и буквально пытается пробудить ностальгические чувства - это сочетание выливается в весьма странные ощущения.
Удалось сохранить, развить, модернизировать и усилить тягучую, особенную нуар-атмосферу киберпанка. Её главное достижение в самом центре - в типичной роли обреченного главного героя выступает репликант, чье (без)душевное равновесие граничит с недопустимым состоянием депрессии. Создатели подарили нам действительно яркого и содержательного кинематографического представителя научной фантастики, в этом плане эффект выхлопа от нового фильма не так уж и далек от "Бегущего по лезвию" Ридли Скотта, несмотря на то что картин про претензии ИИ на человечность за это время вышло предостаточно. Blade Runner 2049 где-то хуже, где-то лучше предшественника, однако значимость его заметно бледнее - что ни говори, а даже, если смело считать, что Дени Вильнев как минимум не менее состоятелен как визионер в сравнении с Ридли Скоттом, который в какой-то момент отказался от съемок продолжения, то новый фильм, как и его главный герой, всё равно обречен на страдания искусственности, которые скорее всего свойственны всем изначально незапланированным сиквелам, которые понимают свое происхождение. В данном случае это осознание помогает всем, и в первую очередь, наверное, самому Дени Вильневу.
Здесь шикарный антураж, совсем уж могущественный художественный дизайн с крепко выдержанным визуальным стилем - ещё одно положительное свойство, которое роднит два фильма разных эпох. Наберется приличное количество действительно изумительных, в первую очередь непосредственно визуально, сцен, за которые хочется аплодировать и режиссеру, и оператору Роджеру Диккенсу, и художникам, ответственным за впечатляющее окружение, и конечно всем причастных к созданию крайне уверенных спецэффектов.
Но в конце концов, всё упирается в то, что как ни странно также объединяет новый фильм со старым, а именно в сценарий, вмещающий классные одновременно интеллектуальные и эмоциональные идеи, добирающиеся до многопланового финала, но в то же время встроенные в конструкции из обнаженной натужной драматической истории и топорного детектива. Написанный двумя людьми, он к удивлению оказывается даже более ущербным, чем страдальческий сценарий фильма Ридли Скотта, создание которого заслуживало стать отдельной драматической историей, которая перетекала и в съемочный хаос, и в продолжение на стадии жестких разногласий при монтаже, вылившейся на выходе в какое-то безумное количество разных версий фильма. Здесь же мы имеем картину в духе оригинала с медленным темпом, которая длится почти три часа и при этом обладает совершенно безобразным повествованием с ужасно написанным развитием повествования, когда ни один поворот сюжета не работает должным образом, доминированием слабых характеров, унылых клише, просто плохо раскрытых персонажей и миром, который с положительной стороны можно оценить разве что только в качестве отдельных арт-инсталляций под предводительством того же Дени Вильнева. Парадокс действительно заключается в том, что это как раз всё на уровне фильма Ридли Скотта - но как раз этот уровень хотелось бы, чтобы был в новом фильме значительно превзойден.
Причина того, почему так вышло, почему вновь ощущается несоответствие разных видений на дистанции Филип К. Дик -> сценарий -> режиссура, и почему у фильма такие проблемы с сюжетом, видимо скрывается в лице непосредственно сценаристов. Первый из них Хэмптон Фэтчер - написавший изначальный сценарий к фильму 1982 года, вызвавший негодование у самого Филипа К. Дика, и который в итоге был значительно переписан другим сценаристом и доработан в какой-то мере самим Ридли Скоттом (в свою очередь перед созданием фильма так и не осилившем лично "Мечтают ли андроиды об электрических овцах?"). В период с 1982 года по 2017 года Хэмптон Фэтчер отмечен в участии создания только двух кинофильмов - совсем уж среднего уровня. Его же сценарий, написанный к продолжению культовой картины, вновь был переписан, на этот раз другим сценаристом - Майклом Грином. Он, в свою очередь уже должен быть более известен широкому зрителю, так как куда более активен на сценарном поприще, впрочем, за счет этого его послужной список способен вызывать ещё больше вопросов: все его первые заметные работы связаны с сериалами весьма спорного качества ("Секс в большом городе", "Тайны Смолвиля", "Герои" и другие), дальше он прикладывает руку к провальному "Зеленому Фонарю", а в числе его последних на данный момент работ такие разнородные проекты как "87-я церемония вручения наград Оскар", "Логан", "Чужой: Завет", "Американские боги". И вот, этот человек помогает решить проблемы со сценарием фильма с такой непростой судьбой, но чтобы сходство с историей из 80-х начало становиться совсем уж пугающим, становится известно, что сам режиссер остался не полностью доволен версией незаконченного сценария ("который был достаточно подходящим для создании картины за авторством Ридли Соктта, но не для картины за авторством Дени Вильнева") - очевидно, что за этим последовали уже дальнейшие изменения от лица самого канадца - из чего в итоге не вылилось столько шума, как это было в случае с производством и историей создания Blade Runner образца 1982 года. Хотя здесь возможно не стоит забегать вперед - кто знает, что мы узнаем в будущем. Так или иначе, видимо менее конфликтный Дени Вильнев, привнеся от себя небольшое количество доработок, в целом одобривший созданный, в свою очередь уже переписанный сценарий, создал картину, которая в итоге выглядит не менее мучительной в сочетании визионерской мощи и хромающего на две ноги каркаса и ядра истории.
К той же опере случившегося диссонанса можно видимо добавить и саундтрек "Бегущего по лезвию 2049". С одной стороны, фильм Дэни Вильнева обладает звуковым дизайном высокой проработанности, с другой стороны мощь этого звукового дизайна с полным наслаждением можно вкусить только в моменты, когда музыка максимально статична, коих оказываются, к счастью, а может всё-таки к печали, небычайно много. У нас тут какая-то мутная история с наличием аж двух крупных композиторов - Бенджамина Уолфиша (последняя киноработа - свежая экранизация "Оно") и Ханса Цииммера, которые были привлечены к созданию саундтрека вместо, крайне успешного в предыдущих картинах Дэни Вильнева, Йохана Йоханнссона. Их миссия, по идее, заключалась в доработке саундтрека и привела в итоге к печальному результату, где мы получили совсем невзрачный саундтрек, не оказывающий нормальную поддержку видеоряду и другим составляющим звуковой части фильма. Это странный саундтрек, состоящий из каких-то коротких ярких сэмплов, напоминающих одновременно и какие-то куски, отдаленно напоминающие культовый саундтрек Vangelis к фильму 1982 года, и в тоже время как будто бонусные треки к "Дюнкерку" Кристофера Нолана. Получилось, во-первых, крайне безлико, а во-вторых, саундтрек просто часто плохо сочетается со сценой, толком не синхронизируясь с тонкостью тона, а иногда и вовсе невпопад или вхолостую нагнетая атмосферу в узнаваемом стиле Ханса Циммера, но явно не в стиле уже полюбившегося гармоничного дуэта Йоханнссона и Вильнева. Вдвойне печально, что для "пропавшего" Йоханнсона, который в итоге, как выяснилось, либо был переключен, либо действительно был изначально больше посвящен работе над саундтреком другой картины, события сложились вдвойне неудачно - так как та самая другая кинокартина, над которой он работал, стала "мамой!" Даррена Аронофски, где режиссер смело решил полностью избавить свой фильм от саундтрека. В итоге фанаты Йохана Йоханнссона не услышали ни одного из двух возможных саундтреков композитора, и если в случае с работой Даррена Аронофски это скорее пошло на пользу кинопроизведению, то в случае с "Бегущим по лезвию 2049" мы по факту имеем наверное всё-таки самый заметный и чуть ли не единственный провал относительно фильма 1982 года - музыкальная роль в продолжении оказалась куда банальнее и менее внушительной.
В результате мы имеем большой, внушительный, артистичный фантастический фильм болезненного вида. Он вызывает крайне смешанные чувства, и после него определенно появляется желание посмотреть другие, более гладкие кинокартины. Вот две из них:
- Her ("Она"). Самая трогательная и красиво исполненная линия Blade Runner 2049, становящаяся, наверное, самым сильным преимуществом этого фильма над классикой 1982 года, посвящена лирической истории отношений искусственного интеллекта в форме голографической программы под наименованием Джой (очень симпатичная Ана Де Армас) и протагониста (Райан Гослинг в практически идеальной роли для его привычного типажа) с кодовым сокращением "К" на месте имени. Большую часть фильма линия обитает на втором плане, но в кульминации подходит в качестве основной опоры в попытке создания катарсиса. Стойкое ощущение краткости любовной линии напрямую ведет к тому, что после просмотра Blade Runner 2049 непременно хочется пересмотреть романтическую и психологическую драму Спайка Джонса, самое существенное отличие которой заключается в том, что протагонист там является вполне современным инфантильным мужчиной в не слишком фантастических условиях размытого ближайшего будущего, а не репликантом с куда более фатальным экзистенциальным кризисом (впрочем, можно и провести параллели). В остальном же картины роднит не только крайне похожие любовные сцены с участием трех лиц, но и сам трагизм природы болезненных искусственных отношений, только в картине Спайка Джонса она куда тоньше во внутренних портретах персонажей и по понятным причинами ближе к приземленной человечности.
- Arrival ("Прибытие"). В Blade Runner 2049 несомненно можно обнаружить характерные особенности из практически всех предшествующих лент режиссера, однако несомненно ближе всех к самым сильным сторонам фильма стоит "Прибытие". Общая атмосфера, свойственной тягучей и одухотворенно заряженной серьезной фантастике, а также визуальная схожесть в прекрасном минималистичном стиле несомненно пробуждает желание ещё раз погрузиться в предыдущий, всё же более удачный фильм Дени Вильнева. Там нет таких проблем со сценарием, всё органично и работает на благо фильма, и остается только жалеть, что у Вильнева, в достаточно авторских фильмах которого всё время разные сценаристы, нет для этого дела постоянной родственной души, которая бы могла образовать такой мощный тандем, который мы можем, например, наблюдать в случае с "братской силой" Ноланов. Пока же такой, хотя бы приблизительно похожий мощный творческий дуэт у Вильнева намечается только с монументальным Роджером Дикинсом, снявшем в паре с режиссером уже три картины ("Прибытие", кстати, в этом списке отсутствует).
Комментарии
Отправить комментарий